Наши услуги

Досудебное урегулирование налоговых споров как важная часть решения проблемы

урегулирование налогового спора

Если предприниматель получил от налоговой службы незаконное предписание, например, начисленные пени на уже уплаченный фискальный сбор, или, напротив, немотивированный ответ на свое абсолютно законное требование, допустим, на возврат НД или излишне перечисленного налога. Такой способ выставления претензий намного быстрее и эффективнее обыкновенного иска в суд.

 

Для чего нужно досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время перед тем, как обращаться в суд, налогоплательщик, если он не согласен с решением инспекции, должен инициировать досудебный порядок разрешения споров. На практике это означает, что получатель акта должен обратиться с жалобой или апелляцией в вышестоящий налоговый орган. Это сделано с целью разгрузки судей, так как с типовыми нарушениями или ошибками инспекция справляется вполне успешно самостоятельно.

Обычно это:

  • требования об уплате налогов, когда по факту платеж прошел, но в налоговую информация не поступила;
  • ошибки, связанные с возмещением НДС;
  • корректировка налоговой базы за прошлый отчетный период из-за возникновения новых существенных обстоятельств (например, договор признан недействительным, и налогоплательщик справедливо хочет вернуть уплаченный ранее НДС);
  • задержки или отказ в начислении налогового вычета;
  • неправомерное требование штрафов или повышенного налога;
  • «заморозка» банковских счетов.

Иногда доходит до курьезов, когда ошибки возникают из-за совпадения юридических адресов – одному предприятию начисляют налог и пени за недоплату другого.

Если не следовать процедуре досудебного урегулирования налоговых споров и напрямую послать иск в суд, то в жалобе будет отказано. На юридическом языке это означает «проигрыш по форме». Обращаться в судебную инстанцию следует только в том случае, если налогоплательщик не нашел общий язык с инспекцией или не удовлетворен ее решением. В этом случае ему необходимо приложить к иску документальные свидетельства того, что досудебное урегулирования налогового спора потерпело фиаско.

 

Преимущества

Претензионный порядок решения налоговых споров имеет немало достоинств:

  • он менее формализован, более доступен и понятен, чем судебное производство;
  • оформление претензии или жалобы не требует от налогоплательщика глубоких знаний в юридической сфере, ее можно изложить простым языком без упоминания статей и апеллирования к авторитетным источникам;
  • оформление жалобы не требует финансовых затрат (эта процедура полностью бесплатна), в то время как за подачу иска необходимо уплачивать госпошлину, а для разрешения судебного спора обычно нужен адвокат;
  • срок рассмотрения жалобы предельного короток и регламентирован (не более 60 дней), в то время как суд может растянуться на несколько недель, а то и месяцев;
  • результат решения жалобы исполняется в более короткие сроки и ответственность за неисполнение несет конкретный инспектор, в то время как судебный акт сначала должен вступить в силу, потом он передается судебным приставам и далее успех завершения предприятия целиком зависит от их активности.

Как показала практика, разрешение  в досудебном порядке налоговых споров благоприятно сказалась на работе и фискальной службы, и суда. Поток исков сократился, в судопроизводство попадают исключительно сложные дела, а ошибки и неточности исправляются на месте без лишней нервотрепки и затрат времени.

 

Порядок досудебного обращения

В зависимости от ситуации налогоплательщик может подать такой тип прошений:

  • жалоба – для отмены решений, вступивших в силу;
  • апелляционная жалоба – для отмены акта, не вступившего в силу;
  • жалоба на действия – для обжалования неправомерных действий налоговой службы или конкретного инспектора.

Во всех случаях прошение подается в тот налоговый орган, действия (бездействие) или акты которого оспариваются. Порядок подачи всех типов заявлений одинаков.

В документе должно быть указано:

  • данные заявителя;
  • код и наименование инспекции, выпустившей неправомерный акт;
  • номер акт;
  • конкретное описание нарушений прав налогоплательщика;
  • его требования;
  • контактные данные.

К жалобе нужно приложить копии всех документов, подтверждающих правоту заявителя. Прошение можно подать лично или отправить по почте, заверив каждый лист у нотариуса.

 

Сроки обращения

Закон устанавливает длительный срок подачи жалоб – 1 год со дня вручению налогоплательщику акта или решения. Если прошение подается позже, необходимо предоставить серьезную причину такой задержки – например, отъезд за границу или продолжительная болезнь.

Налоговая обязана принять жалобу в любом случае, даже если она заведомо неправомерна. Отказ – повод для обращения в суд, но нужно требовать его в письменном виде. Однако есть причины, по которым инспекция не примет жалобу на законных основаниях:

  • нарушения формы заявления или отсутствие важных элементов;
  • истекший срок;
  • ранее прошение было отозвано;
  • наличие принятой жалобы на тех же основания.

После регистрации прошения инспекция в течение 3 рабочих дней направляет их в вышестоящий орган. В течение 60 дней налогоплательщику будет сообщено о результате проверки. Если будет принято решение об удовлетворении прошения, то будут назначены конкретные исполнители, обязанные исправить положение. В случае отказа появится повод для подачи иска в арбитражный суд.

Задайте вопрос напрямую нашим юристам
и получите бесплатную консультацию прямо сейчас